Доклад Президента Федеральной нотариальной палаты Сазоновой М.И. на отчетно-выборном собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 14 мая 2013 года
Уважаемые коллеги!
Правление ФНП на последнем собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации в ноябре прошлого года предварительно докладывало «О ходе реализации приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты (ФНП)», принятых на текущий созыв собранием 2009 года.
С учетом этого, а также с учетом большого объема подготовленных для Вас раздаточных материалов о деятельности ФНП, позвольте остановиться только на проблемных нерешенных вопросах и нашем видении дальнейшего развития нотариата.
Вчера на Конгрессе нотариусов России прозвучала из уст представителей государственной власти оценка деятельности нотариата, его роли и места в происходящих социально-экономических процессах в стране и его перспективах на будущее.
На основании проведенного анализа ситуации внутри нотариата, резко усугубившейся исключением нотариата из норм Гражданского Кодекса и, в первую очередь, из ст. 8.1, предусматривавшей участие нотариусов в сделках с недвижимым имуществом, а также затянувшейся процедурой принятия Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» представляется необходимым определить приоритетные направления в деятельности нотариата на ближайшие 5 лет.
Вчера их озвучил на Конгрессе достаточно четко и подробно Вице- президент ФНП В.В. Ярков.
Думаю нет необходимости еще раз их повторять, к тому же приоритетные направления у Вас есть в раздаточных материалах.
Намерение внедрить нотариат в сферу гражданского оборота, которое настойчиво полемизировалось особенно в течение прошлого года, оказалось на последнем этапе принятия 1-й части Гражданского Кодекса несостоятельным в угоду бизнесу с одной стороны и с другой из-за нестабильных, противоречивых представлений о потенциале нотариата и его возможностях по обеспечению юридической безопасности как частных, так и публичных прав и интересов, а также из-за отсутствия нового Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации».
Необходимо противостоять размыванию компетенции нотариусов и растаскиванию нотариальных функций в сферы деятельности других специалистов. Это подтверждается ежегодным снижением числа совершенных нотариусами России нотариальных действий примерно на 7-9 %. За прошлый год нотариусами России совершено порядка 71,5миллиона (71 382 925) нотариальных действий, а, к примеру, в 2008 году было 102,5 миллиона.
Не может устраивать деформированная тарифная политика оплаты за совершение нотариальных действий и абсолютно необоснованные стихийные подходы к оценке выполняемой нотариусом технической работы нотариуса, а также правовой работы по составлению проекта нотариального акта.
Существует и много других проблем, нуждающихся в разрешении на государственном уровне.
Пожалуй, самое главное и самое обидное — это недооценка государством роли, потенциала нотариата в обеспечении гарантий участникам правоотношений гражданского оборота.
Угнетающее впечатление произвело исключение нотариата из норм Гражданского Кодекса, предусматривавших участие нотариусов в сделках с недвижимостью, особенно после того, когда это предложение устойчиво поддерживалось представителями органов государственной, законодательной, судебной власти, представителями науки и это неоднократно озвучивалось и обсуждалось в нотариальном сообществе. Безусловно, это негативно сказалось на психологическом климате внутри нотариата.
При этом мы признавали и признаем наличие проблем в нотариате и по вине нотариусов, но большинство из них — по причине слабого законодательного регулирования сферы нотариальной деятельности. Подготовленный проект «Закона о нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» был своего рода гарантией устранения имеющихся недостатков. А кроме того, нельзя было не заметить в преддверии принятия изменений в Гражданский Кодекс и нашего Закона значительного укрепления позиций нотариата по основополагающим направлениям деятельности, таким как повышение профессионального уровня нотариальных кадров, значительное улучшение условий для приема граждан, модернизация нотариата, укрепление взаимодействия с органами государственной власти, в том числе в сфере применения электронных технологий и другим. При этом следует отметить, что создание системно работающих курсов повышения квалификации на базе 11 вузов страны, Центра инноваций и информационных технологий, Удостоверяющего центра на базе ФНП, обеспечения всех нотариусов страны средствами электронной цифровой подписи и ряда других мер, направленных на качественное улучшение юридического обслуживания граждан, было осуществлено за счет нотариусов, а не за счет государственной казны, и нотариатом это рассматривалось как подготовка к работе в условиях расширенных полномочий по обеспечению правовых гарантий на рынке 4
недвижимости, который по своему теперешнему состоянию, очень в этом нуждается.
Всем известно, что на сегодня рынок недвижимости полупрозрачен, полукриминален, что подтверждается многочисленными фактами о возбужденных уголовных делах с сайта Следственного Комитета, да не опровергается собственно и Росреестром.
Выводы его дословно таковы: «проведенный комплексный анализ текущего состояния законодательного регулирования и практики функционирования регистрации, выявил низкий уровень гарантий зарегистрированных прав на недвижимое имущество».
Предлагаемые меры в «дорожной карте» Росреестра, в том числе новая организационно-финансовая модель государственно — бюджетного учреждения с сетью филиалов в регистрационных округах за счет средств федерального бюджета вряд ли улучшит ситуацию как для граждан так и для государства, она ничего не меняет по сути правового обеспечения заключаемых сделок, подменяя предметную проверку организационно-техническими и финансовыми мерами. При этом на государство будет возложено тяжкое бремя помимо содержания регистрирующей службы, возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу.
Предполагается при недостаточности средств Регоргана, возмещение убытков за счет казны Российской Федерации. При этом предлагается организовать систему страхования и взимать дополнительную плату с граждан, регистрирующих право на объекты недвижимости. Но не факт, что это реализуемый проект, так как, он не обеспечит гражданам полного возмещения.
Институт нотариата для снижения рисков предлагает не только юридические гарантии в сделках с недвижимостью, но и освобождение государства от обязанности возмещения ущерба участникам гражданского оборота. 5
Возможности нотариата позволяют это делать как за счет страхования ответственности нотариусов, коллективного страхования, так и Гарантийной кассы, как это делается в абсолютном большинстве европейских государств и не только. Такой подход характерен и для ряда стран СНГ.
К примеру, нотариусы Украины ведут реестр вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, выполняют функции налоговых агентов, осуществляют финансовый мониторинг, а в этом году им еще передали и функции регистраторов.
Почему же в России не отдается предпочтение вариантам выгодным государству, общественным интересам и безопасным для граждан?
Отмена с 1 марта этого года государственной регистрации сделок с недвижимостью не лучшим образом отразится, на наш взгляд, на правовой безопасности граждан.
Очевидно, что экономическое моделирование ситуации в России просчитывается без учета интересов общества. Организационное реформирование регистрирующих органов, например, поглощение Росреестром функций учетных и кадастровых органов, выявили неспособность оперативной перестройки вновь созданного монстра, например, в выработке стандартов кадастровой оценки недвижимости, что привело к определенным проблемам в получении гражданами с 1 января сего года справок о кадастровой оценке на объект недвижимости.
Нельзя не отметить особую агрессивность российского бизнеса в мотивации его противостояния целесообразности расширения компетенции нотариусов в гражданском обороте. При этом использовались любые сомнительные аргументы о недостаточной численности и низкой квалификации нотариусов, больших финансовых обременениях и излишней бюрократизации, что участие нотариата 6
будет тормозить, по их мнению, гражданский оборот недвижимости, снизит привлекательность инвестиций и т.д.
Не буду останавливаться на анализе надуманных причин, мы неоднократно говорили о них и в средствах массовой информации и на различных площадках, где обсуждался проект Гражданского Кодекса. Сегодня даже не особо разумеющему очевидны преимущества участия нотариата в гражданском обороте в сравнении с орудующими посредниками в большинстве своем без юридического образования, не редко без надлежащего регистрационно-юридического оформления, с уходами от налогообложения и т.д. Просто надо понимать, что бизнес в очередной раз выторговал удобные для него правила игры, и нотариат в качестве правового института, обеспечивающего прозрачность экономического оборота ему не нужен.
Многие наши коллеги нотариусы, особенно московские, пытаются всю вину за исключение из ГК РФ обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимостью, да и в целом, за положение дел с реформой нотариата возложить исключительно на Федеральную нотариальную палату.
С этим нельзя согласиться.
На последнем собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации отмечалось, что нотариатом за последние годы много сделано, в том числе по поиску путей для возврата в сферу правоотношений гражданского оборота, учитывая, что сегодняшнее состояние нотариата из-за слабого использования его потенциала в экономической и социальной жизни нашего общества, в сфере гражданского оборота не может нас удовлетворить.
Федеральная нотариальная палата сделала все зависящее от нее. Пожалуй нет органа, куда бы мы не направили обоснованные предложения по включению нотариата в современный гражданский оборот для обеспечения юридической 7
безопасности, защиты частных и публичных интересов. Мы доказывали и необходимость юридической экспертизы учредительных документов юридических лиц, с тем, чтобы обеспечить достоверность данных, представляемых для государственной регистрации. Предлагали взять на себя полномочия налогового агента, предлагали варианты усиленных имущественных гарантий за возможные ошибки нотариуса.
Все это и, в том числе, аргументы о необходимости нового системного правового регулирования нотариата находило широкое отражение в средствах массовой информации. Вопросы нотариата обсуждались на парламентских слушаниях в Совете Федерации, в Министерстве юстиции, в Ассоциации юристов и наши коллеги — президенты нотариальных палат были участниками многих обсуждений, а также обсуждений на многих региональных площадках.
Нам представляется, что исключительно за счет последовательной и настойчивой позиции ФНП удалось, пожалуй впервые за последние 15 лет, реально добиться не только постановки, но и обсуждения роли и места нотариуса при проведении реформирования гражданского законодательства, убедить юридическое сообщество в актуальности обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимостью и обрести огромное количество сподвижников этой идеи.
Усиление позиций нотариата за право занимать достойное место в правовой системе России, с одной стороны, поставило нотариат в центр дискуссии и позволило обрести сторонников среди представителей юридической науки и судов, а с другой — вызвало сильное противодействие со стороны бизнеса и других организаций, не заинтересованных в его участии, воспринимающих нотариат как угрозу своему благополучию, в значительной мере основанному на вседозволенности, привычке не считаться с требованиями Закона, возможности иметь теневые доходы. 8
И непонятная уступчивость законодательной и исполнительной власти в ущерб интересам граждан России, так и срывает с языка фразу Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни»: «За Державу обидно!».
Не могли не сказаться на процессе «перетягивания одеяла» негативные проявления отношения к нотариату со стороны отдельных органов государственной власти-Минэкономразвития, Росреестра, Федеральной антимонопольной службы.
Тем не менее мы до конца отстаивали выработанные ФНП правовые позиции по основным вопросам, определяющим судьбу и статус российского нотариата.
Мы твердо стоим на позиции, что нотариус не является субъектом конкурентных отношений, так как нотариальная деятельность в соответствии с «Основами», не является предпринимательством, и в силу этого, он не подпадает под регулирование ФЗ «О защите конкуренции». Именно поэтому, в целях недопущения конкуренции, собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации в 2006 году была выработана позиция по установлению в регионах РФ единых тарифов за правовую и техническую работу. Эту позицию поддерживает и Министерство юстиции России, учитывают суды в спорах нотариусов с территориальными службами ФАС.
Представители ФНП принимают непосредственное участие в рассмотрении дел, возбуждаемых территориальными управлениями ФАС в отношении нотариальных палат и нотариусов России. В случаях необходимости ФНП готовит мотивированные заключения и обоснования о том, что притязания к нотариату по вопросам взимания тарифов не могут входить в компетенцию антимонопольного органа, как исходя из понятия п.5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», так и в соответствии с положениями Основ, устанавливающими общий порядок и требования осуществления нотариальной деятельности. 9
Мы смогли доказать необходимость сохранения принципа квотирования, путем определения, исходя из Порядка, установленного Положением, количества должностей нотариусов в каждом нотариальном округе,
Нотариальному сообществу удалось за счет интенсивного прорыва в освоении электронных технологий внедриться, выступая, как равноправный партнер в отношениях с государственными и крупными коммерческими организациями, в систему межведомственного электронного взаимодействия в целях формирования устойчивых информационных контактов в профессиональной деятельности
При этом ФНП постоянно держала курс как на расширение числа агентов информационного обмена, так и на расширение возможностей и объема передаваемой информации в рамках профессиональных интересов. Например, в апреле этого года мы договорились с ФНС России о подписании очередного соглашения об информационном взаимодействии по предоставлению нотариусами сведений в соответствии с п.6 ст. 85 налогового Кодекса РФ. С целью расширения взаимодействия по другим направлениям, в этом году подписано соглашение с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга. Оно предусматривает, что ФНП теперь является уполномоченной организацией и главным координирующим органом, осуществляющим организацию обучения и централизованный учет прошедших обучение нотариусов по применению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Разработана и согласована с вышестоящим Центром специальная программа для нотариусов, а также заключен договор на изготовление бланков строгой отчетности для выдачи свидетельств нотариусам, прошедшим целевой инструктаж. 10
В настоящее время ФНП проведен целевой инструктаж с нотариусами: нотариальных палат Алтайского края, Республики Алтай, нотариальной палаты Ярославской области, Ставропольского края.
Для полписания соглашения целевой инструктаж проводился другими уполномоченными организациями и обучение прошли около 1000 нотариусов со средними затратами в размере 5000-6000 тысяч рублей на одного нотариуса.
Таким образом проведение одного инструктажа силами ФНП помимо других положительных факторов, позволит сэкономить порядка 30 миллионов рублей.
ФНП большое внимание уделяла предупреждению нарушений нотариусами налогового законодательства.
Были подготовлены методические рекомендации по практическим вопросам налогообложения нотариусов, занимающихся частной практикой:
— разработана примерная форма учетной политики нотариуса
— проводятся семинары по практике налогообложения в нотариальных палатах субъектов РФ с выездом на места; постоянные консультации по защите интересов нотариусов в спорах с налоговыми органами.
В связи с вступлением в силу с 01 января 2013 года ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в целях обеспечения соблюдения нотариальными палатами субъектов Российской Федерации единых требований к бухгалтерскому учету и отчетности, а также единообразия форм и способов ведения бухгалтерского учета, ФНП разработаны и направлены в нотариальные палаты «Методические рекомендации по формированию учетной политики».
Федеральная палата обеспечивала участие членов Правления, представителей комиссий, сотрудников ФНП на собраниях нотариусов, различного рода мероприятиях в нотариальных палатах, на заседаниях КМС, с тем, чтобы своевременно довести позицию ФНП по отдельным направлениям, выявить проблемные вопросы на местах, оказать содействие. 11
Я не хочу повторяться о принятии ФНП мерах по реализации всех направлений деятельности, о которых я докладывала на последнем (ноябрьском) собрании. Я о них 1,5 часа говорила.
Однако необходимо взвешенно и самокритично проанализировать все претензии к нотариату, высказанные на парламентских слушаниях и на различного рода обсуждениях ГК, учитывая, что есть объективные причины общественного неприятия нотариата, хотим мы того или не хотим.
Мне импонирует высказывание в электронной конференции нашей коллеги Паршуковской Марины Анатольевны, которая рассуждая на тему, почему в настоящее время запрос масс на движение в сторону нотариата не сформировался, пишет «Есть в этом и наша вина, дорогие коллеги. Большая народная нелюбовь не на пустом месте родилась… Когда нас, каждого нотариуса, будут уважать на нашем рабочем месте за добросовестность и профессионализм (а мы ведь очень видны в своих нотариальных округах –в отличие от безликой массы чиновников, нас знают в районах по фамилии, имени, отчеству), тогда никому из вершителей судеб не придет в голову лишить нас светлого будущего».
Из 624 письменных обращений, поступивших в 2012 году в ФНП примерно 1/3 на непрофессионализм, низкий уровень обслуживания, на нарушение режима работы, хамство. Хотя объективности ради, следует отметить некоторое снижение числа обращений и жалоб на нотариусов по сравнению с предыдущими годами.
В 2010 году их было 785, в 2011 году-704. Снизилось число жалоб, касающихся несоблюдения нотариусами норм профессиональной этики с 135 до 50.
Вместе с тем стали часто упоминаемыми в жалобах граждан проявления некорректного отношения к посетителям нотариальных контор со стороны 12
вспомогательных работников нотариуса. Нам необходимо повышать уровень правовой культуры всех категорий нотариальных кадров.
Дейл Карнеги, несомненный авторитет в области искусства общения, утверждал, что успех в любом деле на 15% зависит от профессиональных навыков и на 85% от умения общаться с людьми.
Из 624 поступивших в этом году обращений -152 в отношении нотариусов, работников нотариальных контор и Нотариальной палаты г. Москвы.
К сожалению, приходится констатировать отсутствие должного понимания органами управления МГНП необходимости улучшения работы по данному направлению. И это несмотря на то, что негативные публикации в СМИ и претензии к нотариальному сообществу России со стороны органов государства, в основном, основаны на личном опыте посещения нотариальных контор г. Москвы.
В 2 раза возросло число жалоб в ФНП относительно тарифов. Здесь есть объективный фактор — отсутствие достаточно длительный период объективной государственной политики в отношении госпошлины, не меняющейся почти 10 лет, несмотря на инфляционные процессы, удорожание энергоресурсов, арендной платы, а также отсутствие ценовой политики за составление проекта и техническую работу, а вторая – субъективный фактор.
Вот пример. Гражданка В.П. пришла к нотариусу г. Дубна Московской области за доверенностью на техническое подключение к электросетям. Она пишет в жалобе: «Уплатила 2000руб. В доверенности указано, что взыскано 200 руб,, а в журнале, в котором нотариус предложила расписаться, никаких цифр не стояло, это характерно для всех нотариусов в нашем городе» (подводит итог она).
Несмотря на принятие общим собранием представителей нотариальных палат решения об отказе нотариусами от услуг индивидуальных предпринимателей, в 13
ряде нотариальных палат (Московской областной, Калининградской …) это явление и по сей день не изжито.
Мы постоянно говорим о конкурентоспособности по отношению к нашим оппонентам. Но мы по-прежнему консервативны и неповоротливы. Мы на федеральном уровне расширяем электронное взаимодействие, совершенствуем и разрабатываем программы, подписываем соглашения, выдали всем средства электронной подписи. Грубо процентов 60 нотариусов не пользуются ими. За 2012 год в органы ФНС передано нотариусами в электронном виде всего лишь 35 000 пакетов в отношении регистрации юридических лиц. Это же мизер для России, Мы не умеем оперативно подстраиваться под запросы общества.
Тысячи граждан ежемесячно обращаются за розыском завещаний, но по прежнему ряд нотариусов не сдают информацию в единую базу учета завещаний.
При этом еще пишем научные трактаты почему этого нельзя делать, мол незаконно ФНП требует, а граждане пусть помыкаются, подождут.
Я вот при Министерстве юстиции не буду рассказывать, что мы делаем незаконно (без научных трактатов).
Не лучшим образом на имидже нотариата отражается внутрикорпоративные разногласия зачастую надуманного характера. Состояние конфликтности в профессиональной среде, провоцируемой поведением отдельных представителей нотариального сообщества, то по размерам и порядку уплаты членских взносов, то по Уставу, то по выбору не того президента, по иным проблемам создает нервозность, нестабильность внутри сообщества и формирует негативный фон для восприятия нотариата. Причем это как хроническая болезнь, то затихает, то обостряется.
К сожалению, нашими оппонентами негативное представление о нотариате и нотариусах активно используется в отстаивании выгодных для себя позиций и 14
интересов, путем давления на органы, принимающие политические решения. А те, в свою очередь, не могут игнорировать преобладающее общественное мнение при определении конкретных направлений государственной политики.
Важным является сохранение и продвижение уже наработанных результатов, оправдавших себя и утвердившихся в определенных направлениях.
Это продолжение развития и внедрения телекоммуникационных средств в сферу нотариальной деятельности.
Модернизация системы информационного обеспечения нотариальных палат, нотариусов страны, переход на электронный документооборот, укрепление и расширение электронного взаимодействия с различными органами и ведомствами, а также с коммерческими инфраструктурами. Поэтапный переход на единый электронный реестр нотариальных действий и другие меры в этом направлении должны стать приоритетными на перспективу.
Все это в комплексе позволит обеспечить, явные преимущества в сравнении с другими участниками рынка для обращения граждан и юридических лиц к нотариусам.
Постоянно меняющиеся реалии в политической, экономической жизни страны и особенно интенсивно меняющееся законодательство требует коренной перестройки в обучающих процессах, в методической работе, с точки зрения организации, а также содержания.
В этой связи необходимо, в первую очередь, укрепить кадрами законодательно-методический отдел ФНП, переориентировать его работу на постоянное научно-методическое сопровождение нотариальной деятельности, используя наработки научно-консультативного совета ФНП, комиссии по законодательной и методической работе ФНП, привлекая научный потенциал страны. 15
За последние годы у нотариата России сложились конструктивные взаимоотношения со многими научными центрами, высшими учебными заведениями, внесшими огромный вклад в развитие нотариального права, в практики его применения, подготовку научных материалов, статей, книг по проблемным вопросам, в подготовку аналитических материалов, касающихся сравнительных компетенций нотариусов России и зарубежных стран.
Достаточно полно и многократно готовились научные обоснования развивающихся тенденций вокруг нотариата. Это, в первую очередь, Центр нотариальных исследований во главе с И.Г. Медведевым, В.В. Ярковым.
Популярным и востребованным у нотариусов России за последние годы стал институт нотариата (юридический факультет) Санкт-Петербургского университета (Н.Ю. Рассказова).
Активизировалась работа РПА Минюста РФ и в части научных разработок и, особенно, в части обучения нотариусов. Энтузиастом этого дела является Е.А. Чефранова со своим сформировавшимся составом преподавателей.
К приверженцам нотариальной науки и практики можно отнести Дмитрия Ярославовича Малешина, Ларису Владимировну Щенникову, Бронислава Мичиславовича Гонгало, Михаила Зиновьевича Шварца и многих других.
Именно поэтому многие из них входили в рабочую группу при Министерстве юстиции по подготовке проекта «Закона о нотариате и нотариальной деятельности в РФ»
Нужно активнее привлекать к научно-методической работе нотариусов, которые занимаются исследованием и аналитикой правоприменения в деятельности нотариусов, пишущих по нотариальной тематике.
Среди таковых — нотариусы Москвы Александр Валерьевич Бегичев, Василий Васильевич Ралько, нотариус г. Читы Наталья Владимировна Артемьева, 16
нотариус Новороссийска Альбина Юрьевна Иванова, нотариус г. Кемерова Татьяна Карловна Крайнова и многие другие.
Нуждается в переработке концепция по повышению профессионального уровня нотариусов с учетом перспективного развития дистанционных, интерактивных и иных современных технологий обучения, перехода на рейтинговую систему оценки профессиональной квалификации, имеется в виду набор нотариусами необходимых баллов за участие в течение года на различного рода семинарах, научно-практических конференциях.
Необходимо уже с осени этого года запустить работу в учебном Центре, образуемом на базе многофункционального зала ФНП.
Сконцентрировать при нем научный потенциал для научных исследований, экспертных заключений по проблемным вопросам в нотариате, разработки программ, курсов повышения квалификации нотариальных кадров, комментариев и рекомендаций по адаптации норм Закона «О нотариате и нотариальной деятельности».
Несмотря на некоторую неясность с нашим Законом надо исходить из того, что он будет принят.
Это неотвратимо в силу многих причин, известным всем, и в первую очередь для устранения оснований у наших оппонентов по дальнейшему отторжению нотариата из гражданско-правовых отношений по причине отсутствия системного правового регулирования. Поэтому необходимо предусмотреть комплекс мер по адаптации концепции активного нотариата, оказанию комплексных услуг гражданам, применению иных новел законопроекта, усиливающих конкурентное преимущество нотариата в сравнении с положениями действующих «Основ».
Особое беспокойство должно быть проявлено со стороны ФНП к вопросам применения нотариусами новых положений измененного Гражданского Кодекса. 17
Договоренность, достигнутая на предыдущем собрании – о рубрикаторе, о «горячей линии», о комментировании и выработке подходов к применению проблемных аспектов законодательства должна остаться в силе.
Невозможно в докладе подробно осветить задачи и перспективы развития всех направлений, в частности нуждается в проработке программа социальной защиты нотариусов, целый ряд вопросов, отнесенных к совместной компетенции с органами юстиции и требующих разрешения вопросы адаптации в сферу нотариальной деятельности молодых кадров, формирования единства в нотариальной сфере и устойчивого положительного психологического климата и многие другие аспекты, которые должны найти отражение в планах работы нового правления и президента.
Подготовленная программа по развитию нотариата и нотариальной деятельности на ближайшие 5 лет и ее реализация должна лечь в основу работы нового правления, президента, комиссий и аппарата ФНП.
Сегодня будут докладывать о проделанной работе постоянные комиссии, советы, уверена, что они дополнят меня, выскажут свои соображения, в том числе и по перспективам деятельности.
Пользуясь присутствием Минюста России, хотела бы от имени всего нотариата высказать тревогу за попытку, в угоду процессам демократии, размыть нотариальную компетенцию, максимально сократить участие нотариата в сфере гражданско-правовых, корпоративных правоотношений, переведя нотариальные функции в функции административных органов. Это касается действий Росреестра по передаче удостоверения согласий супругов сотрудникам их служб, что противоречит положениям Семейного Кодекса, намерений Минэкономразвития внедрить регистрационного агента (в образе Банка или адвоката) вместо нотариуса в процедуру регистрации юридических лиц, стремления ФАС включить нотариат в сферу своей деятельности. 18
Нам представляется, что Министерство юстиции не должно оставаться равнодушным к нарастающим тенденциям выдавливания нотариата и установления контроля за его деятельностью со стороны органов, не имеющих на то правовых оснований.